Главная » 2015 » Апрель » 21 » Викторина в библиотеке для 2 класса
08:29
Викторина в библиотеке для 2 класса

Цели: Выявление одаренных учащихся, развитие у них интереса к изучению русского языка, проверка знаний учащихся по основным разделам школьной программы за курс начальной школы.

Оборудование: 1. Плакаты, рисунки о русском языке.

2. Высказывания о русском языке.

Классы: 5 – А, 5 – Б, 5 – В

Учитель: Шнайдер О. А.

1 ЭТАП

Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам. В классе 3 команды. Учитель произносит цели викторины, настраивает детей на работу.

Игра «Волчок»

Каждая команда выбирает свою станцию и отвечает на вопрос.

ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

1. Каково происхождение слова сочетание?

ОТВЕТ: чета – два (слав.), со – вместе.

2. Каково значение слова паркет?

ОТВЕТ: паркет (франц.) –«огороженное место, помост, возвышение».



3. Какова история происхождения слова богатырь?

ОТВЕТ: богатырь из тюркского, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом –ырь.

4. Из какого языка заимствовано слово уважать, его значение?

ОТВЕТ: уважать (польск.) – «быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать».

5. Из какого языка заимствовано слово абажур, его значение?

ОТВЕТ: абажур (франц.) – первоначальное значение «окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света».

6. Каково историческое значение слова подражать?

ОТВЕТ: подражать (старослав.) – «идти той же дорогой, что и кто-либо».

7. Из какого языка заимствовано слово лейтенант, его значение?

ОТВЕТ: лейтенант (нем.) – «заместитель».



ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

Разобрать слово застеклить по составу.

ОТВЕТ: застеклить

Разобрать слово повеселился по составу.

ОТВЕТ: повеселился

Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы.

ОТВЕТ: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., неосл.)

Сделать синтаксический разбор: Веселые отблески огня играли на стекле.

ОТВЕТ: Веселые отблески огня играли на стекле. (Повеств., невоскл, прост., двусост, распр., неосл.)



Сделать фонетический разбор: конь.

ОТВЕТ: конь - кон, 2 согл., 1 гл., 1 слог.

к к – согл., глух., тверд., парн.

о о – гласн., ударн.

н н – согл., зв., мягк., непарн.

ь - - мягкий знак

4 букв., 3 зв.

Найдите в предложении однородные члены предложения: Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад.

ОТВЕТ: свежестью, листвой, плодами.

Найдите в предложении однородные члены предложения: Над полями вечерняя зорька горит, алой краскою рожь покрывает.

ОТВЕТ: горит, покрывает.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

Какие слова называются однокоренными?

ОТВЕТ: Слова с одним и тем же корнем.

Дайте характеристику простого предложения.

Как проверить безударную гласную в корне?

ОТВЕТ: Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением.

Что такое диалог, монолог?

ОТВЕТ: диалог – разговор двух или нескольких лиц, монолог – высказывание одного человека.

Что такое определение?

ОТВЕТ: определение – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета.

Как изменяются глаголы?

ОТВЕТ: Глаголы изменяются по временам, по числам, по лицам, по родам (в прош. вр.).

Когда пишется Ь после шипящих на конце слова у существительных?

ОТВЕТ: у существительных только третьего склонения.

ВОПРОСЫ СООБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ:

Что здесь написано? (см. рис. 1, 2)

ОТВЕТ: каша, очки.

Что здесь написано? (см. рис. 3, 4)

ОТВЕТ: ножка, столица.

Что здесь написано? (см. рис. 5, 6)

ОТВЕТ: кит, тень.

Что здесь написано? (см. рис. 7, 8)

ОТВЕТ: изба, пояс.

Шарада: С буквой к бери меня на покос.

А без буквы к ужалю в нос.

ОТВЕТ: коса – оса.

Шарада: Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.

ОТВЕТ: пи-рог.

Что правильно? Декоративный:

Служащий для украшения,
С крапинками, пятнистый,
Исполненный ручным трудом.

ОТВЕТ: служащий для украшения.

ИТОГ: Оцениваются ответы каждой команды. Объявляется результат. Раздаются фишки.

2 ЭТАП

Игра «Найди пару»

Скоморохи раздают командам по половине пословиц. На карточках написано:

1. Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем поведешься,

2. Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать –

3. Ученье – свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться –

4. Не сиди сложа руки –

Птица красна пением,

Семь раз отмерь –

5. Лодырь да бездельник –

Любишь кататься –

Лучше горькая правда,

Вторая половина пословиц на следующих карточках:

торопись делом.
а товарища выручай.
от того и наберешься.
а лень портит.
а руки делают.
надо мало спать.
а неученье тьма.
а по уму провожают.
всегда пригодится.
так и не будет скуки.
а человек умением.
один раз отрежь.
им праздник и в понедельник.
люби и саночки возить.
чем сладкая ложь.

ИТОГ: Ребята ищут половину своих пословиц, подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу дают призовые фишки.

3 ЭТАП

«Ответь на вопрос»

Каждая команда выбирает своего представителя, который задает вопрос представителю другой команды.

Примерные вопросы:

Что такое фонема?
Какие самостоятельные части речи ты знаешь?
Что такое наречие?
Какие второстепенные члены предложения ты знаешь?
Какие ты знаешь обстоятельства?

ИТОГ: Представитель, ответивший верно на вопрос получает фишку для своей команды.

4 ЭТАП

Задания на лингвистическую тему.

1. Что общего в данных глаголах, чем они различаются?

Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, плыть, нестись.

ОТВЕТ: Данные глаголы обозначают движение. Различаются они значениями и оттенками значений. Идти – двигаться, переступая ногами. Ехать – двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения. Мчаться – очень быстро ехать, бежать. Шагать – идти шагами. Тащиться – идти или ехать медленно, с трудом. Брести – идти с трудом или тихо. Семенить – идти частыми мелкими шагами. Скакать – передвигаться, быстро бежать скачками. Ползти – идти, передвигаться очень медленно. Шествовать – идти, двигаться торжественно, важно. Гнаться – преследовать с целью настигнуть. Лететь – тоже, что и мчаться. Плыть – плавно двигаться. Нестись – двигаться вперед с большой скоростью.

2. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра? (В скобках даны глаголы, которые использовал автор).

(Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

ИТОГ: В первом задании фишки получают команды, наиболее полно ответившие на вопрос. Во втором – те команды, у которых текст ближе всего к авторскому.



5 ЭТАП

«Зоркий глаз»

От каждой команды по два участника. Им показывается картинка, на которой изображен ряд предметов. Ведущий предлагает ее внимательно рассмотреть.

ИТОГ: Участники смотрят на картинку одну-две минуты, затем картинка закрывается или переворачивается. Представители команд должны записать названия предметов, которые они запомнили. Фишки получает та команда, представители которой записали больше названий.

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

1. Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем поведешься,

2. Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать –

3. Ученье – свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться –

4. Не сиди сложа руки –

Птица красна пением,

Семь раз отмерь –

5. Лодырь да бездельник –

Любишь кататься –

Лучше горькая правда,

торопись делом.

а товарища выручай.

от того и наберешься.

а лень портит.

а руки делают.

надо мало спать.

а неученье тьма.

а по уму провожают.

всегда пригодится.

так и не будет скуки.

а человек умением.

один раз отрежь.

им праздник и в понедельник.

люби и саночки возить.

чем сладкая ложь.

Подведение итогов

Категория: Школьные | Просмотров: 398 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar