Главная » 2015 Апрель 21 » Викторина по русскому языку 11 класс с ответами
09:02 Викторина по русскому языку 11 класс с ответами | |
Оборудование: 1. Плакаты, рисунки о русском языке. 2. Высказывания о русском языке. Классы: 5 – А, 5 – Б, 5 – В Учитель: Шнайдер О. А. 1 ЭТАП Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам. В классе 3 команды. Учитель произносит цели викторины, настраивает детей на работу. Игра «Волчок» Каждая команда выбирает свою станцию и отвечает на вопрос. ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ: 1. Каково происхождение слова сочетание? ОТВЕТ: чета – два (слав.), со – вместе. 2. Каково значение слова паркет? ОТВЕТ: паркет (франц.) –«огороженное место, помост, возвышение». 3. Какова история происхождения слова богатырь? ОТВЕТ: богатырь из тюркского, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом –ырь. 4. Из какого языка заимствовано слово уважать, его значение? ОТВЕТ: уважать (польск.) – «быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать». 5. Из какого языка заимствовано слово абажур, его значение? ОТВЕТ: абажур (франц.) – первоначальное значение «окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света». 6. Каково историческое значение слова подражать? ОТВЕТ: подражать (старослав.) – «идти той же дорогой, что и кто-либо». 7. Из какого языка заимствовано слово лейтенант, его значение? ОТВЕТ: лейтенант (нем.) – «заместитель». ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ: Разобрать слово застеклить по составу. ОТВЕТ: застеклить Разобрать слово повеселился по составу. ОТВЕТ: повеселился Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. ОТВЕТ: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., неосл.) Сделать синтаксический разбор: Веселые отблески огня играли на стекле. ОТВЕТ: Веселые отблески огня играли на стекле. (Повеств., невоскл, прост., двусост, распр., неосл.) Сделать фонетический разбор: конь. ОТВЕТ: конь - кон, 2 согл., 1 гл., 1 слог. к к – согл., глух., тверд., парн. о о – гласн., ударн. н н – согл., зв., мягк., непарн. ь - - мягкий знак 4 букв., 3 зв. Найдите в предложении однородные члены предложения: Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад. ОТВЕТ: свежестью, листвой, плодами. Найдите в предложении однородные члены предложения: Над полями вечерняя зорька горит, алой краскою рожь покрывает. ОТВЕТ: горит, покрывает. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ: Какие слова называются однокоренными? ОТВЕТ: Слова с одним и тем же корнем. Дайте характеристику простого предложения. Как проверить безударную гласную в корне? ОТВЕТ: Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением. Что такое диалог, монолог? ОТВЕТ: диалог – разговор двух или нескольких лиц, монолог – высказывание одного человека. Что такое определение? ОТВЕТ: определение – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета. Как изменяются глаголы? ОТВЕТ: Глаголы изменяются по временам, по числам, по лицам, по родам (в прош. вр.). Когда пишется Ь после шипящих на конце слова у существительных? ОТВЕТ: у существительных только третьего склонения. ВОПРОСЫ СООБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ: Что здесь написано? (см. рис. 1, 2) ОТВЕТ: каша, очки. Что здесь написано? (см. рис. 3, 4) ОТВЕТ: ножка, столица. Что здесь написано? (см. рис. 5, 6) ОТВЕТ: кит, тень. Что здесь написано? (см. рис. 7, 8) ОТВЕТ: изба, пояс. Шарада: С буквой к бери меня на покос. А без буквы к ужалю в нос. ОТВЕТ: коса – оса. Шарада: Из писка птиц мой первый слог возьмете, Второй – с бараньей головы. Откройте печь и там найдете То, что не раз едали вы. ОТВЕТ: пи-рог. Что правильно? Декоративный: Служащий для украшения, С крапинками, пятнистый, Исполненный ручным трудом. ОТВЕТ: служащий для украшения. ИТОГ: Оцениваются ответы каждой команды. Объявляется результат. Раздаются фишки. 2 ЭТАП Игра «Найди пару» Скоморохи раздают командам по половине пословиц. На карточках написано: 1. Не спеши языком – Сам пропадай, С кем поведешься, 2. Труд человека кормит, Глаза страшатся, Хочешь много знать – 3. Ученье – свет, По одежке встречают, Грамоте учиться – 4. Не сиди сложа руки – Птица красна пением, Семь раз отмерь – 5. Лодырь да бездельник – Любишь кататься – Лучше горькая правда, Вторая половина пословиц на следующих карточках: торопись делом. а товарища выручай. от того и наберешься. а лень портит. а руки делают. надо мало спать. а неученье тьма. а по уму провожают. всегда пригодится. так и не будет скуки. а человек умением. один раз отрежь. им праздник и в понедельник. люби и саночки возить. чем сладкая ложь. ИТОГ: Ребята ищут половину своих пословиц, подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу дают призовые фишки. 3 ЭТАП «Ответь на вопрос» Каждая команда выбирает своего представителя, который задает вопрос представителю другой команды. Примерные вопросы: Что такое фонема? Какие самостоятельные части речи ты знаешь? Что такое наречие? Какие второстепенные члены предложения ты знаешь? Какие ты знаешь обстоятельства? ИТОГ: Представитель, ответивший верно на вопрос получает фишку для своей команды. 4 ЭТАП Задания на лингвистическую тему. 1. Что общего в данных глаголах, чем они различаются? Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, плыть, нестись. ОТВЕТ: Данные глаголы обозначают движение. Различаются они значениями и оттенками значений. Идти – двигаться, переступая ногами. Ехать – двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения. Мчаться – очень быстро ехать, бежать. Шагать – идти шагами. Тащиться – идти или ехать медленно, с трудом. Брести – идти с трудом или тихо. Семенить – идти частыми мелкими шагами. Скакать – передвигаться, быстро бежать скачками. Ползти – идти, передвигаться очень медленно. Шествовать – идти, двигаться торжественно, важно. Гнаться – преследовать с целью настигнуть. Лететь – тоже, что и мчаться. Плыть – плавно двигаться. Нестись – двигаться вперед с большой скоростью. 2. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра? (В скобках даны глаголы, которые использовал автор). (Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур. (И. А. Гончаров) ИТОГ: В первом задании фишки получают команды, наиболее полно ответившие на вопрос. Во втором – те команды, у которых текст ближе всего к авторскому. 5 ЭТАП «Зоркий глаз» От каждой команды по два участника. Им показывается картинка, на которой изображен ряд предметов. Ведущий предлагает ее внимательно рассмотреть. ИТОГ: Участники смотрят на картинку одну-две минуты, затем картинка закрывается или переворачивается. Представители команд должны записать названия предметов, которые они запомнили. Фишки получает та команда, представители которой записали больше названий. …свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур. (И. А. Гончаров) …свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур. (И. А. Гончаров) …свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур. (И. А. Гончаров) …свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур. (И. А. Гончаров) …свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур. (И. А. Гончаров) 1. Не спеши языком – Сам пропадай, С кем поведешься, 2. Труд человека кормит, Глаза страшатся, Хочешь много знать – 3. Ученье – свет, По одежке встречают, Грамоте учиться – 4. Не сиди сложа руки – Птица красна пением, Семь раз отмерь – 5. Лодырь да бездельник – Любишь кататься – Лучше горькая правда, торопись делом. а товарища выручай. от того и наберешься. а лень портит. а руки делают. надо мало спать. а неученье тьма. а по уму провожают. всегда пригодится. так и не будет скуки. а человек умением. один раз отрежь. им праздник и в понедельник. люби и саночки возить. чем сладкая ложь. Подведение итогов
| |
|
Всего комментариев: 0 | |