Главная » 2015 Апрель 21 » Викторина по русским народным сказкам для детей
09:11 Викторина по русским народным сказкам для детей | |
Способствовать созданию единого образовательного пространства. Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка. Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых. Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой. Создать положительный эмоциональный настрой всех участников. Дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению. Совершенствование умения выразительно читать стихи, вести диалог. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи, умения контролировать произносительные навыки в самостоятельной речи. Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. Предварительная работа: Анализ и обобщение литературы по теме, консультирование родителей, выставки книг и рисунков по теме, чтение детям сказок, совместный просмотр мультфильмов и беседы по ним, составление вопросов к викторине, заучивание отрывков из сказок, приготовление детьми приглашений для родителей, изготовление эмблем, медалей для победителей. Мамы готовят сказочное печенье. Оборудование: иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал: ребус «Школа», «Цветик-семицветик», фишки, фломастеры, музыкальный центр, аудиокассета с записями детских песен, мольберты, кассы букв, фланелеграф Дети входят под музыку «Улыбка» и рассаживаются за три стола. — Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от наших улыбок стало светлее. - Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро настанет пора идти в школу. Очень долго вы трудились в стенах нашего детского сада: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я знаю, что вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Вы научились читать, думать, находить правильные ответы на трудные вопросы. Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. Сейчас мы поиграем в интересную игру «КВН»! Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная. Давайте поприветствуем наше жюри, которое будет оценивать конкурсы. Приветствие командами друг друга. « Крепкие репки», «Румяные колобки», «Золотые рыбки»). 1-ая команда Девиз: «Неразлучные друзья, взрослые и дети Вас пришли порадовать точными ответами!». 2-ая команда Девиз: «Думай быстро — и вперёд, Нас тогда победа ждёт!» 3-ая команда Девиз: « — Сказок у нас большой запас! Для кого они? — (Для нас!) — И так, начинаем! 2. Введение в тему — Отгадайте загадку: Буквы- значки, как бойцы на парад в чётком равнении построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется всё (алфавит). — Сколько букв в русском алфавите? (Тридцать три) — Сколько гласных? (Десять). — Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ, Ь). — Сели на странички Тридцать три сестрички, Ждут, когда их прочитают, Нас всех в сказки приглашают. — Ребята, вы любите сказки? Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!» Сказки приходят к нам ещё в раннем детстве. —Кто придумывает, сочиняет сказки? — Какие бывают сказки? (Авторские и народные) —Кто является героями сказок? (Люди, звери, птицы, предметы, явления природы). — Что бывает в сказках? (Чудеса, чудесные превращения, волшебство). —Какие пословицы о сказках вы знаете? (Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». «Сказка для доброго дня закваска»). 3 Игра «КВН» Звучит музыка «В гостях у сказки». — Разминка « Кто больше?»(2 балла). — Назовите русские народные сказки. — Назовите авторов сказок. (Ответы детей). Конкурс «Интеллектуальный» — По какому признаку различаются сказки? Какие бывают сказки? (Авторские и народные; волшебные, бытовые, о животных…). — Какими словами начинаются сказки? — Как сказки заканчиваются? — Кто в сказках олицетворяет глупость? Трусость? Хитрость? Зло? Упрямство? — В каких сказках жили братья? ( «Три поросёнка», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Два жадных медвежонка»…). — В какой сказке, дети, Заходят часто речи О доброй русской печи? («Колобок», «По- шучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Гуси –лебеди», «Заюшкина избушка», «Золушка», «Волк и семеро козлят»). — О какой сказке идёт речь? Команда «Умная сова» 1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. 2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. 3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. 4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка… 5.Нам не страшен серый волк. 6.Сяду на пенёк, съем пирожок. 7.Колотил, колотил по тарелке носом. 8.Ловись, рыбка, большая и маленькая. 9.Выгляни в окошко, дам тебе горошка. 10.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. Команда «Кот учёный» 1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу. 2.А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел. 3.Свет мой, зеркальце, скажи… 4.Не пей из копытца, козлёночком станешь. 5.Ещё пуще злится злая старуха… 6.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл… 7.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!» 8.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется. 9.Спокойствие, только спокойствие. 10. Не ходите, дети в Африку гулять. Конкурс «Живые картинки» — Показать и отгадать сказку. Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики, движений и жестов. ( «Репка», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»). «Волшебные шары» (Выполняют дети). — Сложите и прочитайте имена сказочных героев из слогов, написанных на карточках в форме шаров разного цвета и разной формы. ( Сал-тан, Гви-дон, Маль-ви-на, Нез-най-ка, Ва-си-ли-са, Бу-ра-ти-но). Конкурс «Сказочный сундук» (Отвечают дети, взрослые помогают) — В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь. « Царевна — индюшка». «По-собачьему велению». «Сивка- будка». «Иван-царевич и зелёный змей». «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка». «Петушок— золотой пастушок». «У смеха глаза велики». «Лапша из топора». Музыкальная пауза — Сейчас мы приглашаем всех отдохнуть. Звучит песня из к/ф «Золушка» «Встаньте, дети, встаньте в круг…» Команды выходят на ковёр, встают в круг и выполняют импровизированные танцевальные движения. Театрализованный конкурс — А сейчас вы будете артистами. Представители команд — выполняют задания. 1.Этюды (Выполняют дети). «Стойки оловянный солдатик», «Полёт диких гусей», «Гнев Снежной Королевы», «Дюймовочка ухаживает за ласточкой». 2. Речь с движениями. Участвует вся команда. Команда «Умная сова» Обыгрывание причитания Алёнушки из русской народной сказки«Алёнушка и лиса». Речь Движения Ау, ау, Алёнушка! Ладони сложить рупором у рта, поворот корпуса вправо; Ау, Ау, голубушка! Ладони сложить рупором у рта поворот корпуса влево; Одна была показать указательный палец на правой руке; у дедушки, у бабушки внучка Алёнушка. двумя руками показать на себя; Завели меня подружки приглашающий, манящий жест правой рукой; в лес, поднять руки вверх, покачать вправо- влево; да там и покинули. обе руки уронить вниз, голову опустить Команда «Кот учёный» Обыгрывание песенки Колобка из русской народной сказки «Колобок». Речь Движения Я Колобок, Колобок! Двумя руками изобразить лепку Колобка; Я по коробу метён, имитировать подметание; На сметане мешён, имитировать замешивание теста: В печку сажён, имитировать задвигание противня в печку; На окошке стужён. двумя руками обрисовать в воздухе воображаемое окно; подуть; Я от дедушки ушёл, правой рукой погладить воображаемую бороду и потопать ногами; Я от бабушки ушёл, двумя руками имитировать завязывание платка под подбородком, потопать ногами А от тебя, заяц, рука сжата в кулак, указательный и средний пальцы — «ушки»; и подавно уйду! махнуть рукой, бег на месте. Первый конкурс «Отгадай и назови сказку» (3 балла). -— Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!» (Короб с загадками и иллюстрациями к сказкам). 1.Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Русская народная сказка «По щучьему велению»). 2.Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом, Кем же были эти Маленькие дети? (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»). 3. Эта девочка-малышка В белой лилии спала. Её ночью злая жаба К себе в болото унесла. ( Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»). 4. Скажи ты нашей тётке, Мы круглые сиротки, Изба у нас без крыши, А пол прогрызли мыши. (С. Я.Маршак « Кошкин дом»). 5. В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Ш. Перро « Красная Шапочка»). 6. Мы себе построим дом, Будем жить славно в нём! Не боимся волка мы Мы втроём и мы сильны! (английская народная сказка « Три поросёнка»). 7. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Извести её хотят, Перенять гонца велят. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»). 8. Поперёк моря-окияна лежит Чудо-юдо рыба-кит Все бока его изрыты, Частоколы в рёбра врыты, На хвосте сыр-бор шумит, На спине село стоит. (П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»). 9. Но однажды корнеплод Все тянули — градом пот. Мышь мала, но всё ж она Вырвать овощ помогла. (Русская народная сказка «Репка»). Второй конкурс «Назови героя сказки» (3 балла). — Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай! — Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок). — Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка). — Какой герой очень любил обувь и его за это прозвали? (Кот в сапогах). — Какая героиня сказки получила своё имя благодаря головному убору? ( Красная Шапочка). — Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? ( Волк). — Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея? ( Золушка). — Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка? ( Дюймовочка). — Какой герой сказки лечит детей, лечит птичек и зверей? (Айболит). — Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? ( Маша). — От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры). — Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг (Чиполлино). — Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло). — Кому служил серый волк? ( Ивану-царевичу). — Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше?( Карлсон). Третий конкурс «Домашнее задание « Загадай загадку».(5 баллов). (Выходит один из участников команды, перечисляет персонажи сказки — команды по очереди отгадывают и называют сказку.) Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»). Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз (« Морозко».) Отец, мачеха, фея, принц («Золушка»). Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»). Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Медведь, мужик, урожай («Вершки- корешки»). Кум Тыква, сеньор Помидор, мальчик-луковка (« Приключение Чиполлино»). Море, невод,корыто, старик, старуха(«Сказка о рыбаке и рыбке»). Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас («Золотой ключик или приключения Буратино»). Четвёртый конкурс «Путаница» (3 балла). — Чебурашка и крокодил Гена любят читать сказки, но проказница Шапокляк перепутала всех сказочных героев в их любимой книжке. — Ребята, помогите, расставьте всех на свои места. — Коли есть печка, не нужен и диван, Щукой командует в сказке Иван (не Иван,а Емеля). — Дёрнуть за верёвочку Такой для входа код. Съел бабушку и внучку Голодный, серый кот (не кот,а волк). — Женат на лягушке уже он неделю, Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана). — Найти жену помог клубок, Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич). — Волка не пускают, Волка братья злят. Крепкий дом построен У троих козлят (не козлят, а поросят). — А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Те орешки – щёлк да щёлк — Разгрызает ловко волк (не волк, а белка). — На лесной опушке Ведьмы злой избушка, Знает ту старушку всяк. Её имя Шапокляк (не Шапокляк, а Баба Яга). — Лягушка со стрелою — Печальная картина. Женой квакушка станет Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича). — На балу она блистала, Лёгкий за нею тянулся шлейф. Золушка туфельку потеряла И на ней женился Эльф (не Эльф, принц). Шестой конкурс «Дом сказочных героев» (3 балла). — В сказках очень много разных героев, вы в этом убедились. У нас они встретились и даже живут в одном многоэтажном доме. — Чтобы узнать, кто, где живёт, надо имена героев поделить на слоги. Сколько слогов в имени, столько окошек в их квартире. (На доске картина — дом, вокруг него изображение сказочных героев. Дети по очереди выходят к доске и «расселяют» их в квартиры). Седьмой конкурс «Портрет Буратино»(3 балла). (Команды выходят к мольбертам, Пока звучит песня «Буратино» каждый участник по одной детали дорисовывает портрет Буратино). Жюри объявляет результат первой части игры. Вторая часть Игры и упражнения. (Применение знаний и умений по грамоте). Первое задание Ребус «Добро» (5 баллов). — Сказки все очень разные, но все они учат одному, главному. Чему учат нас сказки, мы сейчас узнаем, если отгадаем загадки. Дети загадывают загадки. (Картинки — отгадки выставляются на доску.) 1-ый ребёнок: Д (дракон) Обещаю не рычать, И с огнём не баловать, В прятки будем мы играть И друг друга догонять. 2-ой ребёнок: О (ослик) Приятно хвост свой получить В подарок в день рождения. Приятно другу удружить И я того же мнения. 3-ий ребёнок: Б (Бармалей) Буду, буду я добрей, Напеку я для детей Пирогов и кренделей. Буду, буду я гулять И детишек угощать. 4-ый ребёнок: Р (рыбка) Не хожу и не летаю, А попробуй, догони! Я бываю золотая, Ну-ка, в сказку загляни. 5-ый ребёнок: О (оловянный солдатик) Он из олова отлит, На одной ноге стоит, От трудностей не убегает, Никогда не унывает. — Составьте слово по первым звукам отгадок. Звучит песня «Дорогою добра». (Команды составляют слово добро в «кассах», один ребёнок на доске). Второе задание «Волшебный цветок» (5 баллов). — Есть один такой цветок, Не вплетёшь его в венок. Семь волшебных лепестков Принесли семь разных слов. Звучит песня из м/ф «Шёлковая кисточка» — «Есть на свете цветок….» Команды составляют слова из частей-«лепестков» с общим слогом-«серединой». МА-лыш, МА-ки, МА-ма,МА-ша, МА-шина,Ма-лина,Ма-угли; ПЕ-нал, ПЕ-на, ПЕ-вец,ПЕ-сенка,ПЕ-ро,ПЕ-тух,ПЕ-рец ВЕ-село, ВЕ-ра ВЕ-сы, ВЕ-тер ,ВЕ- нок, ВЕ- ник, ВЕ- чер. Третье задание «Колобок» (3 балла). —Покатился — нет и слуха. У него румяный бок. Обманул он бабу, деда. Кто же это? ( Колобок) — Найдите слова, которые принёс на колобок. (Составление слов из букв, написанных на круге: колобок, бок, лоб, около, око, кол). Четвёртое задание «Весёлый поезд» (3 балла). — В сказках наших живёт Замечательный народ: Весёлый дружный, смелый, Находчивый, умелый. -Самоделкин приехал за предложениями. В его поезде три вагона, Придумайте предложения из трёх слов по сказкам. ( Посадил дед репку. Курочка снесла яичко. Золушка потеряла туфельку и т.д.) 5. Подведение итогов игры Жюри подводит итоги игры и называет победителей в номинациях «Самые сообразительные»,«Самые смышлёные», «Самые смекалистые». 6. Ребус «Школа» На доске плакат-ребус. — Ребята, куда идут эти сказочные герои? Мы узнаем, если правильно выложим слова из букв. Дети составляют слова и читают ключевое слово—ШКОЛА. МЫШКА КОТ СЛОН ЛИСА ЗАЯЦ — Молодцы! Ребята! А вы хотите в школу? Давайте Посмотрим интересную сценку. 7. Сценка «Хвастунишка» Ведущий: — Собрались в лесу на опушке зверята и стали рассказывать, кому что родители к школе купили. Зайчонок: «Мне мама купила ранец». Лисичка: « А мне краски разноцветные!» Белочка: «А мне «Букварь» с яркими картинками». Ёжик: « А мне альбом». Ведущий: — Все зверята в школу хотят. Медвежонок: «Эка невидаль! А я и без школы всё знаю, всё умею!» Зайчонок: «И рисовать умеешь?» Лисичка: « И писать умеешь?» Ёжик: «И буквы знаешь?» Медвежонок: «Всё знаю , всё умею!» Белочка: «Тогда прочитай, что здесь написано?» Ведущий: — Взял медвежонок «Букварь» и все засмеялись. — А вы, ребята, поняли, почему смеялись зверята? ( Медвежонок взял « Букварь» вверх ногами). 8. Наш гость Карлсон Карлсон: — Спокойствие, только спокойствие! Прав медвежонок. Я вот тоже в школу не хожу, а всё знаю! — Давайте, ребята, проверим Карлсона. Игра «Объяснялки» 1-ый ребёнок: Они бывают гласные, бывают и согласные. Карлсон: Родители Малыша. Дети: Нет, это звуки! 2-ой ребёнок: Они бывают звонкие и глухие. Карлсон: Это Фрекен Бок со своей Матильдой. Дети: Нет! Это согласные звуки! 3-ий ребёнок: Они бывают мягкие и твёрдые. Карлсон: Плюшки! Дети: Нет! Это тоже согласные звуки! 4-ый ребёнок: Они бывают длинные и короткие. Карлсон: Это конфеты! Дети: Нет! Это слова и предложения. 5-ый ребёнок: Он бывает лёгкий, бывает тяжёлый. Его носят на спине. Карлсон: Знаю! Это Малыш! Дети: Это ранец! 6-ой ребёнок: Она бывает хорошая, бывает и плохая. Карлсон: Это точно Матильда! Дети: Это оценка! Карлсон: —Ну, я так не играю! Ладно, идите в школу, а я к вам буду прилетать, будем вместе шалить! —Нет, дорогой Карлсон! В школе шалить нельзя! Там надо соблюдать правила. Давайте расскажем, как себя надо вести в школе. «Правила учащихся» (Дети рассказывают). — Вставайте дружно всякий раз, когда учитель входит в класс! — Парта — это не кровать, и на ней нельзя лежать. — Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. — Ответить хочешь — не шуми, а только руку подними. — Учитель спросит — надо встать! Когда он сесть позволит – сядь. — Если будешь много знать, в школе ты получишь — пять! Карлсон: -Здорово! Но я так, наверное, не смогу. Что же ждёт вас, ребята, в школе? Стихотворение « Что нас ждёт в школе» ( Дети читают стихотворение) 1-й ребёнок — Парта ждёт меня, во - первых, Ждут уроки, ждут друзья! 2-й ребёнок — И учитель ждёт, наверно, Его слушать стану я. 3-й ребёнок — Будет в школе не до лени, Там я в новую страну Дел и знаний и умений Путешествие начну! 4-й ребёнок — Ждёт природа, лес и поле — Ведь в поход пойдём не раз. 5-й ребёнок — Ждут меня пятёрки в школе! Все — Ждёт меня весь первый класс! Карлсон : Мне очень понравилось! Я тоже пойду в школу! А пока, до свидания! Мне пора лететь. Желаю вам успехов! 8. Итог занятия Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Я вами очень довольна и всем ставлю самую высокую оценку – «солнышко». (Каждый ребёнок получает весёлое солнышко) — Пусть оно согревает вас и принесёт с собой хорошие отметки. Вас в школу провожая, Успехов вам желаю И русскую пословицу я вам напоминаю: «Ученье- свет, а неученее — тьма». Запомните её, друзья! Звучит музыка « Чему учат в школе».
| |
|
Всего комментариев: 0 | |